
Новосибирские ученые описали захоронение пазырыкской культуры, раскопанное на плато Укок еще в 1990-х годах. Тогда исследователи обнаружили внутри замороженной могилы останки женщины в парике, которую, возможно, отправили в загробный мир без каких-либо вещей, или же они не сохранились до наших дней. На компьютерной томограмме черепа этой дамы ученые заметили признаки того, что больше двух тысяч лет назад после серьезной травмы ей прооперировали височно-нижнечелюстной сустав. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
В раннем железном веке на Алтае сложилась одна из ярчайших культур так называемого скифо-сибирского мира — пазырыкская, которая существовала примерно в VI–III веках до нашей эры. В отличие от многих других древних общностей, от пазырыкской культуры до наших дней дошло определенное количество памятников, в которых благодаря ледяным линзам сохранились разные органические материалы: от мумифицированных останков людей и деревянных погребальных конструкций до разнообразных ритуальных и хозяйственно-бытовых вещей из дерева, кожи и прочих материалов.
Одни из самых известных находок, относящихся к пазырыкской культуре, археологи сделали, когда проводили раскопки на плато Укок, расположенном на стыке границ России, Казахстана, Монголии и Китая. В частности, в 1993 году там раскопали замороженную могилу на памятнике Ак-Алаха-3, в которой покоились мумифицированные останки взрослой женщины, прозванной в народе Принцессой Укока. При этом мумия, найденная в этой местности, была далеко не единственной. Более того, в могилах находилось и множество других ценных вещей, включая, например, украшения и предметы гардероба.
Богатым на находки захоронениям из этой местности ученые даже посвятили отдельную монографию, но результаты раскопок как минимум одной из могил до недавнего времени незаслуженно оставались почти не опубликованными. Заполнить этот пробел решила Наталья Полосьмак (Natalia Polosmak) из Института археологии и этнографии СО РАН и ее новосибирские коллеги, которые сосредоточили свое внимание на погребении в кургане № 2 могильника Верх-Кальджин-II, который в 1994 году в северной части плато Укок открыл археолог Вячеслав Молодин. Этот памятник состоит из пяти курганов, в трех из которых исследователи обнаружили в ледяных линзах ценные материалы, включая, например, фрагменты шубы и головного убора мумифицированного человека из кургана № 3.
Раскопанное в кургане № 2 захоронение не привлекало большого внимания, по-видимому, из-за того, что археологи не обнаружили в нем вещей, с которыми покойника отправили в загробный мир. Тем не менее этот объект представляет большой интерес. Конструкция наземного сооружения представляла собой выложенное из крупных камней кольцо, диаметр которого составлял около 12 метров, а ширина — 1,7–2,8 метра. При этом надмогильное пространство и проход к нему оставались свободными от камней. Вполне вероятно, что курган не был достроен, и, возможно, пазырыкцы планировали совершить в нем как минимум еще одно погребение.
В могильной яме археологи раскопали двухвенцовый лиственничный сруб размером 230 × 130 × 70 сантиметров, перекрытый сверху горбылями. Внутри находилась ледяная линза, но, видимо, вода попала туда и замерзла слишком поздно, поэтому в могиле на погребальном ложе археологов ждали уже почти полностью скелетированные останки. Они принадлежали женщине, которую похоронили в позе спящего человека на правом боку и с объемным париком, с которыми пазырыкцы по традиции хоронили женщин.
Ученые решили проанализировать череп покойной женщины, хранящийся в Новосибирске, с помощью компьютерной томографии, в результате чего узнали любопытные детали жизни этой дамы. За продолжительное время до своей кончины женщина получила серьезную травму головы (возможно, она упала с лошади). Одним из последствий этого повреждения стало то, что головка ее нижней челюсти вышла из суставной ямки, порвав капсулу и одну из связок. Из-за этого она вряд ли могла нормально есть пищу и разговаривать.
Но главное — не само повреждение, а способ, который использовали, чтобы избавить женщину от этих ограничений. Исследователи обнаружили, что ей провели сложную хирургическую операцию, в ходе которой проделали сквозные отверстия и в головке верхней челюсти, и в височной кости, а затем стянули их между собой с помощью какого-то органического материала — возможно, сухожилия животного или конского волоса. Женщина, по всей видимости, еще достаточно долго прожила после этого вмешательства, поскольку у нее успели появиться изменения, возникающие при частом или постоянном жевании только одной стороной. Эти данные подчеркивают высокое мастерство древних лекарей Алтая и подтверждают их хорошее знание человеческой анатомии, о чем раньше говорили и другие операции и свидетельства подготовки некоторых тел к погребению.
На некоторых мумифицированных телах пазырыкцев до наших дней сохранились очень сложные по исполнению татуировки. Недавно ученые проанализировали фотографии останков, полученные в отраженных инфракрасных лучах, и подтвердили, что мастерство древних татуировщиков находилось на высоком уровне.